РУС / ENG
новости       проекты        о нас        контакты


о компании      монография      публикации
     лекции
     архи-шествия      интелл-АРХ  



Лекция А.Р.Асадова в рамках курса "Авторские практики" МАрхИ, 27.10.2016

 

Архитектор – самая лучшая профессия

Абсолютно убежден: архитектор - лучшая в мире профессия. И вот почему. В мире тысячи профессий и специальностей. Но большинство из них функционирует в том, что было создано архитектором. Это безумно приятно осознавать, независимо от вклада в архитектуру.
С другой стороны, именно всеобъемлющее свойство архитектуры все время провоцирует расширять кругозор. Архитектор по определению должен вникать в суть других профессий и целых отраслей - знать, как проходит лечение, обучение, складирование, производство и т.д.

Архитектура – земное и небесное

Архитектура имеет два начала – земное и небесное. Архитектор, как человек – телом пребывает на земле, а духом – в небесных сферах, откуда он черпает своё вдохновение. Поэтому задача архитектора – гармонично совместить в себе два глобальных начала.
А это очень тяжело! Потому что мы пытаемся сделать, чтобы всем было хорошо: самому себе, заказчику, строителю, эксперту, чиновнику, жителю… Но так не бывает, и каждый проект - это большой или маленький конфликт. Он не обязательно должен быть агрессивным, но по природе своей всегда вызывает противоречивые чувства. И желание сделать всем хорошо приводит к тому, что архитектор остается крайним – он всегда и во всем виноват.
Чтобы выдержать подобную нагрузку, необходимо всегда помнить – архитектор совмещает земное и небесное, являясь посредником между Богом и человеком, как бы громко и пафосно это не звучало. Такое понимание помогает жить, работать и творить.
Процесс осмысления и рождения, то есть творчества, постоянно крутиться в голове, даже если у архитектора в этот момент нет реальной работы. Если человек действительно хочет стать архитектором, то ему придется забыть про разделение времени на рабочее и не рабочее. Даже во время сна.

Мой личный опыт и ряда моих коллег и учителей показал, что архитектура, как таблица Менделеева, способна сниться. Подобно великому химику архитектор может мучиться днями или неделями только ради того, чтобы на рассвете в полудреме забрезжило нужное решение. Если вы искренне мучаетесь над задачей, то вам просто приходят ответы.
Может показаться удивительным, но это важный момент в защите проекта и в общении с заказчиком – архитектор отстаивает, как бы, не свое (ибо кто такой архитектор для заказчика…), а нечто ниспосланное свыше. И бывает, что я так и говорю заказчику – мне это приснилось, то есть посыл был получен из сфер куда более высоких, чем архитектор и заказчик.

Архитектура – бесконечное приключение

Ближе всего работу архитектора можно сравнить с профессией актера, который проживает много жизней. Так и мы: каждый проект – это определенное приключение, отдельная жизнь, которая может рождаться, тяжело или легко. Как показывает практика, путевку в жизнь получает процентов 10 наших «детей», которым еще надо пережить вместе с архитектором мучительный процесс строительства. А как определить - хорошую мы сделали архитектуру или нет? Если проект выдерживает издевательства со всех сторон: заказчиков, строителей, согласующих инстанций – значит, получилась крепкая вещь.++
Архитектура – это безумное интересное и бесконечное приключение. И за счастье находиться в этой профессии архитектор расплачивается своей энергией до конца жизни. Тем более, что архитектура – профессия «взрослая». Многочисленные примеры из истории архитектуры показывают – к 60-ти годам у архитектора начинается вторая молодость, открывается второе дыхание. Например, знаменитый Фрэнк Ллойд Райт – после большого и долгого спада в 68 лет сделал свой культовый Дом над водопадом, абсолютно молодую вещь.

Архитектура энергии

Творческая энергия – это самая сильная энергия, которая позволяет архитектору оставаться в лучшей части человечества и за это можно многое терпеть, вкладываясь в каждую работу, как в последнюю.
Чем больше зодчий отдает энергии, тем больше она проецируется обратно на архитектора и само здание – помогает ему устоять, к нему бережно относится заказчик.
В моей практике достаточно таких примеров. И с одним из объектов сложилась такая жизненная история. Приехав в Москву продолжать своё обучение, случайно (а может быть, и нет...) попал на снос тургеневской библиотеки. Спустя многие годы пришел заказ на проектирование новой тургеневской библиотеки в Бобровом переулке.
Мы с коллегами с огромным удовольствием работали над этим зданием, в котором нам удалось создать удивительную пространственно-историческую "изюминку" - зал пяти веков. Так сложилось, что в одной точке оказались фрагменты стен самых разных веков - владения 17 века, стена от пристроенного дома 18 века, еще пара стен - 19 век, следы перестроек и реконструкций века 20-го и вот заключительная часть - в 21 веке это стало комплексом тургеневской библиотеки.++
Мы видим, с какой любовью и заботой относится администрация к этому зданию, бережет созданные интерьеры. Вся энергетика, заложенная нами и строителями, по-прежнему чувствуется в этом здании. Мне очень приятно бывать там. Таким образом, строя вокруг себя, вы строите внутри себя.

Архитектура – это люди

Профессия архитектора не была бы такой интересной, если в ней не было встреч с людьми. Например, Сергея Петровича Тургенева, человека потрясающей интеллигентности, сумевшего в сталинской ссылке создать целый пласт конструктивизма в Новосибирске. Он учил нас профессии - искусству проектирования. Наш курс был его последним выпуском. Как-то на преддипломном проекте он приходит и говорит: "...мне вот тут приснилось...". Так, я впервые услышал, как архитектура приснилась человеку.++
Андрей Дмитриевич Меерсон - в своё время он был самым популярным московским архитектором. Здесь можно вспомнить его микрорайон "Лебедь», знаменитый дом на Беговой, где он показал, как можно строить панельные дома, разработав собственную уникальную и изящную систему панельных стыков, аналогов которой нет до сих пор.
Он научил меня двум вещам: как работать с конструкторами – чтобы все держалось, и второе - создавать в здании "сгусток энергии", вокруг которого завязано все сооружение.
Также отмечу потрясающего архитектора Александра Ивановича Шипкова - разработчика базовых принципов северной архитектуры.

Очень важно для архитектора найти того самого конструктора, которому ты мог бы довериться. Мне очень повезло с конструкторами. Так, я сотрудничал с просто фантастическим конструктором Нодаром Вахтанговичем Канчели, разработавшим, в свое время, самое органичное между конструкцией и архитектурой в советском зодчестве здание - пансионат «Дружба» в Ялте.
Из нашего совместного творчества отмечу Мерседес-Бенц центр «Авилон» на Волгоградском проспекте (кстати, это первый проект Андрея Асадова) с интересной конструкцией - длинными тонкими наклонными колоннами, которые не перекрываются перекрытиями.
С конструктором Андреем Адольфовичем Безруковым мы сделали практически невозможное в жилом комплексе "Варсис", где в силу технических причин нам пришлось протянуть между корпусами три жилых моста-пентхауза длиною в 40 метров на основе специально разработанных ферм с растяжками.
Этот пример напоминает о том, что архитектура - это искусство запретов и преград. Зачастую именно нормативные препятствия и жесткие технические условия заставляют нас создавать удивительные вещи.
Удивительный и очень увлеченный человек Георгий Сергеевич Нестеренко - заказчик и автор эффективной конструкции дирижабля с жестким каркасом. Так образ дирижабля лег в основу павильона России на Экспо-2008 в Шанхае.

Архитектура иррациональности

Когда я думал, каких архитекторов в истории отечественного зодчества можно считать самыми русскими, то пришел к выводу, что это ... Мельников и Леонидов. Мои любимые архитекторы.+
Каждый из них олицетворяет совершенно разные стороны русской души. Мельников – это некая фантастическая мысль, которая следом опирается на русскую смекалку, позволяющую доводит идею до реализации. Он соединил в себе два потрясающих свойства изобретательного Левши и русского сказочника.
Леонидов – это бескрайние русские просторы, свободный безудержный взгляд, чистейшие архитектурные формы, человек, не имеющий преград и непреодолимого пространства.
Сегодня нам не хватает этой сказочности, чуть-чуть иррационального. Мы привыкли создавать и принимать красивое и элегантное. В итоге получается слишком гладко, по сути - равнодушно. А в проекте должна быть какая-то "неправильность", иррациональность, цепляющая внимание и способная оставить в душе неповторимый след.