РУС / ENG
новости        проекты        о нас       контакты


 по годам  / по функциям  17  16  15  14  13  12  11  10  09  08   07   06  05  04  03  02  01  1990-2000


Торгово-офисный комплекс с гостиницей на ул.Вавилова, Москва 64\1 (2003-07)


АРХИТЕКТОРЫ: А.Р.Асадов, Ю.Равкин, Е.Вдовин (ГАП), А.А.Асадов, О.Григорьева, А.Дмитриев, А.Полищук, А.Асташов, А.Штанюк;
ИНЖЕНЕРЫ: П.Рафельсон, Г.Каркло
  Существующий Черемушкинский рынок превращается в современный торгово-развлекательный комплекс, над которым вырастает полукруглая башня с офисами и гостиницей, а также панорамным рестораном на верхнем уровне. Гостиничный фасад предполагается превратить в огромный экран, состоящий из led-светильников.

публикации:

ОТ МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ К МЕДИЙНОСТИ
(Е.Петухова, www.archi.ru, 29-01-2008)

Ветер перемен проносится над улицами и площадями, взъерошивая крыши, прореживая бульвары, роняя посреди пятиэтажек 30-ти этажные башни и унося в небытие, хоть и потертые временем, но привычные и потому дорогие сердцу дома, кварталы и скверы. Разве ветер виноват в том, что на месте бывших полей уже не найдешь свободного клочка земли и для продолжения экспериментов приходиться ставить новый образец на место старого?
Настал черед и одного из заслуженных старожилов юго-запада - Черемушкинского рынка, обеспечивавшего прилегающие районы от Гагаринской до Калужской площадей, сначала сельскохозяйственной продукцией, затем китайской мануфактурой и под конец - всем вперемежку.
Разговоры о реконструкции Черемушкинского рынка, включающей его расширение и возможную пристройку дополнительного здания шли давно. В рамках распоряжения Правительства Москвы №1138-ПП от 18.12.01 «О дополнительных мерах по упорядочению рыночной торговли в г. Москве», владелец здания - ООО «Черемушкинский рынок» накапливал средства и рассматривал различные варианты реконструкции, постепенно приобретавшие все более глобальный характер, заполоняя весь участок, прилегающий к рынку и скрыв под новыми этажами старое покрытие. К 2003 году концепция полностью избавилась от архитектурных намеков на простоявшее здесь 30 лет незаурядное сооружение.

В 70-е годы в Москве было построено несколько уникальных зданий, предназначенные для торговли сельскохозяйственными товарами. Предполагалось, что торговать в них, словно на ярмарке, будут продуктами со всей страны. И строились они соответственно. Огромные открытые залы, под высокими красивыми потолками кипит торговая жизнь, разукрашенная всеми фруктово-овощными цветами. Для перекрытия без промежуточных опор больших помещений рынков, использовали одну из самых прогрессивных на тот момент технологий - железобетонные сводчатые оболочки. Многие мировые звезды архитектуры, такие как Альваро Сиза и Оскар Нимейер, создавали тогда здания, главным элементом которых были покрытия, совмещающие достоинства бетона и стали. Каждый материал вносил свою лепту в обеспечение надежности конструкций и в результате получались невиданные до тех пор композиции.
Такая работа требовала от проектировщиков знаний, опыта, владения системой расчетов и особого чувства конструкции, понимания ее пространственной работы. Поэтому к работе был привлечен один из лучших конструкторов – Н. В. Канчели. Он спроектировал кровли Басманного и Даниловского рынка в виде складчатой оболочки, а также парусный свод* Черемушкинского рынка. Эти здания, построенные примерно в одно время, после трагедии на Бауманской улице в феврале 2006 года, были автоматически занесены в “черный список” - потенциально опасных, чей снос зависел лишь от темпов утверждения новых проектов на их место.
* Свод парусный, на парусах, образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола. Условно разделен на две зоны: нижнюю - несущую и верхнюю - несомую пологую часть сферы.

Трагедия 2006 года - обрушение крыши Басманного рынка, мгновенно сделало здания подобного типа нежелательными элементами городского пейзажа, а посему концептуальные архитектурные проработки были активизированы и перешли в проектную стадию.
Еще в 2003 году было определено общее объемно-пространственное решение комплекса на месте Черемушкинского рынка. Большую часть углового участка между улицами Вавилова и Ломоносовским проспектом занимал 4-этажный корпус, в центре которого предполагался атриум, перекрытый прозрачным сводом (легкий намек на бетонные паруса старого рынка). Вдоль юго-западной границы участка возвышалась 19-этажная пластина гостиницы при рынке. Достаточно традиционную компоновку комплекса неожиданно нарушал огромный проем в высотном блоке, образующий гигантское окно, смотрящее в сторону заката, поскольку других визуальных ориентиров в той стороне нет! Точнее, угловой лестнично-лифтовой блок в стеклянном обрамлении одиноко возвышался над стилобатом и только на последнем 19 уровне соединялся стеклянной галереей с гостиничным корпусом.
Столь подробное описание старого проекта неслучайно. Многие из заложенных в нем идей эволюционировали в течении пяти лет от абстрактных эпатажных форм к энергичной актуальной архитектуре, дополненной новейшими техническими разработками.
По сути, композиция осталась той же. Обширная стилобатная часть повторяет конфигурацию участка, над ней установлен высокий протяженный корпус. В противоход закругленному внешнему углу стилобата, вертикальный корпус выгнут по плавной дуге и заканчивается на самом верху антресольным этажом с почти 12 метровым консольным выносом, словно взмах руки фокусника, зависающей над «волшебным цилиндром» – сводчатым покрытием атриума стилобата, сквозь который бьет свет прожекторов. И словно серебристый плащ, «спадает» с него ровная плоскость гостиничной стены, заменившая в этом месте старое «окно в никуда». Именно здесь, а не в «шляпе волшебника» будут каждый вечер происходить главные чудеса. Вместо ненадежного очарования заката зрителю будут предложены самые современные достижения в области освещения, способные превратить стену в невиданный экран площадью почти 3 тысячи кв.м., на котором при помощи тысяч специальных ламп можно будет показывать любое динамическое изображение.

Основа технологии медиа-фасада- интеграция LED-светодиодов в металлическую конструкцию ламельного типа, которая собирается перед фасадом здания. Так что, суммарная светопрозрачность остекления лишь немного уменьшается. Инсталляции могут быть смонтированы не только на ровные, но и на изогнутые поверхности.
Изображение на фасаде создается при помощи красных, зеленых и синих светодиодов. Три или пять светодиодов в этой цветовой комбинации формируют один пиксель изображения. Качество изображения зависит от количества и плотности светодиодов, т. е. от точечного разрешения и может меняться в процессе эксплуатации..
При помощи медиа-фасада можно транслировать телевизионные сигналы или анимационные и видеоролики с локальных устройств, а также уникальные программы динамичной подсветки здания. Статичные изображения так же возможны, но технические параметры медиа-фасада зависят от дистанции восприятия. Вообще медиа-экраны могут быть настроены так, чтобы изображение было видно уже с расстояния 20 метров. Но это требует существенного увеличения затрат. Наиболее рациональное решение предусматривает расстояние до зрителя не меньше, чем 50-300 м, что позволит сократить количество пикселей (LED-светодиодов) на единицу площади. В этом случае, себестоимость медиа-фасадов, в пересчете на единицу полезной площади, будет примерно в 4-5 раз ниже, чем у уличных светодиодных экранов!

Сплошное остекление стены-экрана изрезано тонкими вертикальными и горизонтальными импостами, тогда как изогнутые фасады высотного корпуса и покрытие над атриумом рассекает металлическая структура из перекрещивающихся металлических стержней. Эта сетка служит одновременно и несущей конструкцией оболочки и декоративным элементом, тема которого продолжается в больших остекленных вертикальных плоскостях стилобата.
Часть фасадов вертикального корпуса и стилобата решена с использованием темно-коричневых навесных панелей, словно тонкие линии, расчерчивающие стилобат в горизонтальную, а высотный корпус в вертикальную полоску. Чередование стеклянных плоскостей и темных вставок призвано композиционно объединить новый комплекс и расположенное на противоположной стороне улицы Вавилова административное здание постройки 70-х годов. Хотя в данном случае такая корректность вряд ли окажет существенное влияние на имидж строящегося здания. Затеряться среди соседей, ему не удастся ни при каких обстоятельствах. Он продукт другого века, другой культуры, принесшей на смену монументальности иные средства воздействия на человека. Начинается эра «медийной» архитектуры, в которой не только форма, пропорции, фактуры и цвет будут выражать художественную мысль автора, но и вся наружная оболочка здания станет интерактивным инструментом донесения информационного и эмоционального заряда художника тысячам зрителей.